Будда грядущего в Москве: уникальная выставка Миры Майтреи
В Москве в Музее Востока (в павильоне на ВДНХ) открылась выставка «Миры Майтреи», посвященная творчеству и учению известного русского художника и мистика Николая Рериха. Это мероприятие приурочено к юбилею со дня его рождения — 150 лет.
Центральная тема выставки — образ Майтреи, Будды будущего, символизирующего любовь в самом широком смысле этого слова. Собственного говоря, его имя так и переводится «Тот, кто есть Любовь».
Рерих глубоко проникся этой концепцией во время своих путешествий по Азии — Гималаям, Тибеу, Ладакху, Монголии, и отразил её, как в своих очерках и картинах, так и в философии. На выставке представлены уникальные тибетские тханки и скульптуры, а также картины, где изображен Майтрея.
Читайте также: Ладакх: край, где Бог открывает сердцеИндия
У Рериха Майтрея предстает как грядущий Будда — символ надежды на новую эпоху просвещения и духовного возрождения. В легендах говорится, что он придет из Шамбалы, мифического царства, скрытого от человеческих глаз и являющегося центром высшего знания и культуры.
Рерих изображает Майтрею как провозвестника новой эры, сочетая элементы буддизма с учением о братстве и единении всех живых существ. Таким образом, фигура Майтреи становится ключевой для понимания стремления философа к созданию произведений, наполненных глубокой духовной идеей и вызывающих размышления о бесконечном потенциале человека перед лицом загадочного космоса. Как раз об этом картина «Песнь о Шамбале»:
Тханки и Майтрея в бронзе
На экспозиции представлены уникальные экспонаты: среди них бронзовые статуи Будды Майтреи и других духовных фигур, созданные в XV-XVI веках. Также выставляются работы, выполненные в XIX-начале XX веков. Особое внимание привлекают традиционные тханки предыдущего века.
В своих дневниках, записанных во время путешествий по мистическим уголкам Азии, Рерих описывал знаки Майтреи в контексте Шамбалы — той самой загадочной страны, которую он искал на протяжении многих лет. Считается, что эти знаки — символы обновления и возрождения — можно было увидеть на старинных тханках, ступах, местах культового почитания Будды.
Рерих подчеркивал глубокую связь цивилизации Шамбалы с будущим всего человечества и пришествием Майтреи — Учителя нового времени.
Писатель верил в то, что знаки являются своеобразными посланиями для тех, кто способен распознать и интерпретировать древние символы. Они должны были указывать путь к просветлению и гармонии с природой и вселенной.
Теперь эти знаки мы можем увидеть в картинах самого Рериха. И конечно, наибольший интерес на выставке вызывают именно они.
Редкие и уникальные экспонаты
Одни из редких произведений, которые раньше не выставлялись в Москве — серия из шести картин «Майтрея», принадлежащих коллекции Нижегородского музея изобразительных искусств.
А еще на выставке можно увидеть действительно уникальную тханку, демонстрирующая образ Гэсэр-хана — мифического богатыря, который был послан с небес для победы над злыми силами и создания справедливого царства Майтреи. Эта тханка широкой публике показывается вообще впервые.
Выставка будет открыта до 25 февраля 2025 года.
Анастасия Проскурина, главный редактор «Индия Свами»