Колонка редактораКультура

Будда грядущего в Москве: уникальная выставка Миры Майтреи

Фото: Анастасия Проскурина/Индия Свами

В Москве в Музее Востока (в павильоне на ВДНХ) открылась выставка «Миры Майтреи», посвященная творчеству и учению известного русского художника и мистика Николая Рериха. Это мероприятие приурочено к юбилею со дня его рождения — 150 лет.

Центральная тема выставки — образ Майтреи, Будды будущего, символизирующего любовь в самом широком смысле этого слова. Собственного говоря, его имя так и переводится «Тот, кто есть Любовь».

Будда
Фото: Анастасия Проскурина/Индия Свами

Рерих глубоко проникся этой концепцией во время своих путешествий по Азии — Гималаям, Тибеу, Ладакху, Монголии, и отразил её, как в своих очерках и картинах, так и в философии. На выставке представлены уникальные тибетские тханки и скульптуры, а также картины, где изображен Майтрея.

Читайте также: Ладакх: край, где Бог открывает сердцеИндия

У Рериха Майтрея предстает как грядущий Будда — символ надежды на новую эпоху просвещения и духовного возрождения. В легендах говорится, что он придет из Шамбалы, мифического царства, скрытого от человеческих глаз и являющегося центром высшего знания и культуры.

Залы выставки на ВДНХ. Фото: Индия Свами
Залы выставки на ВДНХ. Фото: Индия Свами

Рерих изображает Майтрею как провозвестника новой эры, сочетая элементы буддизма с учением о братстве и единении всех живых существ. Таким образом, фигура Майтреи становится ключевой для понимания стремления философа к созданию произведений, наполненных глубокой духовной идеей и вызывающих размышления о бесконечном потенциале человека перед лицом загадочного космоса. Как раз об этом картина «Песнь о Шамбале»:

Песнь о Шамбале. 1943 год. Николай Рерих.
Песнь о Шамбале. 1943 год. Николай Рерих.

Тханки и Майтрея в бронзе

На экспозиции представлены уникальные экспонаты: среди них бронзовые статуи Будды Майтреи и других духовных фигур, созданные в XV-XVI веках. Также выставляются работы, выполненные в XIX-начале XX веков. Особое внимание привлекают традиционные тханки предыдущего века.

Тханка "Майтрея на небесах Тушита". Монголия, 19 век.
Тханка «Майтрея на небесах Тушита». Монголия, 19 век.

В своих дневниках, записанных во время путешествий по мистическим уголкам Азии, Рерих описывал знаки Майтреи в контексте Шамбалы — той самой загадочной страны, которую он искал на протяжении многих лет. Считается, что эти знаки — символы обновления и возрождения — можно было увидеть на старинных тханках, ступах, местах культового почитания Будды.

На выставке много древних скульптур Майтери. Фото: Индия Свами
На выставке много древних скульптур Майтери. Фото: Индия Свами

Рерих подчеркивал глубокую связь цивилизации Шамбалы с будущим всего человечества и пришествием Майтреи — Учителя нового времени.

Писатель верил в то, что знаки являются своеобразными посланиями для тех, кто способен распознать и интерпретировать древние символы. Они должны были указывать путь к просветлению и гармонии с природой и вселенной.

Теперь эти знаки мы можем увидеть в картинах самого Рериха. И конечно, наибольший интерес на выставке вызывают именно они.

Редкие и уникальные экспонаты

Так Рерих изобразил тибетского ламу.
Так Рерих изобразил тибетского ламу.

Одни из редких произведений, которые раньше не выставлялись в Москве — серия из шести картин «Майтрея», принадлежащих коллекции Нижегородского музея изобразительных искусств.

А еще на выставке можно увидеть действительно уникальную тханку, демонстрирующая образ Гэсэр-хана — мифического богатыря, который был послан с небес для победы над злыми силами и создания справедливого царства Майтреи. Эта тханка широкой публике показывается вообще впервые.

Выставка будет открыта до 25 февраля 2025 года.

Анастасия Проскурина, главный редактор «Индия Свами»

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»