Десятичакровая система из 800-летнего музыкального трактата
Многие привыкли к расхожей сейчас 7-чакровой системе человека. Всевозможные «чакрологи», проходящие обучение за пару недель непонятно у кого, после этого начинают вещать о «прокачке» этих самых семи чакр, даже не подозревая, что чакровых систем в настоящей йоге и тантре — десятки. Не говоря уже о буддийской тантре.
Если говорит о тантрической традиции индуизма, то здесь стоит отметить, что в её рамках сложилось несколько различных чакральных систем. В более ранних практиках обычно преобладают системы с пятью чакрами, которые ассоциируются с пятью фундаментальными элементами. — Панча Махабхута (Земля, Вода, Огонь, Воздух, Эфир).
О них читайте подробнее здесь:Пять элементов по-индийски: Панча Махабхута
В этой статье мы поделимся информацией о довольно редко встречающейся системе из десяти чакр, которые были зафиксированы в старинном тексте XIII века, известном как “Сангита Ратнакара” (что переводится как “Сокровищница музыки” или “Учение о музыке”), авторства Шарангадева. Что интересно, Шарангадев или Саранга Дэв был индийским музыковедом (!), и собственно говоря, этот текст, «Сангита Ратнакара» — это классический санскритский трактат о музыке и драматическом искусстве. То есть в нем дано удивительное сочетание музыки и йоги и взгляд йогина-музыканта на энергетическое строение человека и работу с чакрами.
Из всех известных санскритских текстов данный документ является уникальным источником, где определенные состояния эмоций и психики (бхавы) связаны напрямую с конкретными чакрами, а более точно – с «лепестками» этих энергетических вихрей.
Возьмем для примера отрывок из этого текста в переводе Сомадева Васудева с комментариями Симхабхупалы. В нем описывается система из десяти чакр. В первой его части обсуждаются первые пять чакр, имена и расположения которых полностью совпадают с теми же пятью чакрами, которые приняты в западной версии системы семи чакр, распространившейся с начала XX века в Западном мире, а позже в России.
ЧАКРА №1 Адхара
«Адхара-чакра располагается между гениталиями и анусом и обладает четырьмя лепестками. Эти лепестки ориентированы на четыре промежуточных направления, которые можно найти на компасе. Каждому из них соответствует определенный вид блаженства:
- “Предельное блаженство” обнаруживается на северо-востоке,
- “Естественное блаженство” находится на юго-востоке,
- “Героическое блаженство” пребывает на юго-западе,
- “Блаженство единения” расположено на северо-западе.
В центре этого лотосоподобного вихря присутствует Кундалини. Когда она поднимается к базальной части черепа, там, где расположено черепное отверстие, это ведет к достижению освобождения.».
ЧАКРА №2 Свадхистхана
«На уровне основания половых органов располагается шестилепестковая свадхистхана-чакра. Она находится примерно на расстоянии шести пальцев над адхара-чакрой.
Лепестки начинают считать с восточной стороны (которая соответствует передней части тела), и они символизируют следующие качества:
- Сдержанность,
- Беспощадность,
- Отказ от гордыни,
- Оцепенение, заторможенность,
- Неуважение,
- Подозрительность, склонность к беспокойству.
Симхабхупала утверждает, что душа, обосновавшись в каком-либо лепестке, проявляет соответственные черты. Эта чакра является местом пребывания необузданного желания».
ЧАКРА №3 Манипурака
«В районе пупка размещена десятилепестковая манипурака-чакра. Подсчет её лепестков также начинается с востока (то есть спереди):
- Крепкий сон,
- Привязанности,
- Завистливость,
- Склонность к сплетням,
- Чувство стыда,
- Состояния страха,
- Сочувствие и сострадание,
- Оцепенение, столбняк мысли и телодвижений,
- Деградация, пороки поведения,
- Угнетенные настроения.
Манипурака — это центральная область “Солнца-Сурьи”, зона концентрации особой живительной энергии или “солнечной” праны».
ЧАКРА №4. Анахата
«В сердечной области расположена анахата-чакра, представляющая собой центр почитания Шивы в его аспекте Пранавы Ом. Этот энергетический вихрь украшен 12 лепестками, которые берут отсчет начиная с переда, обращённого к востоку. Пребывание энергии в каждом из лепестков способствует:
- Избавлению от неустойчивости,
- Ясности мышления,
- Чувству вины,
- Ожиданию,
- Искренности (или прозрачности),
- Тревоге,
- Усердию,
- Самоконтролю,
- Духовной фальши,
- Непостоянству характера,
- Проницательности,
- Смелости или самоуверенности.
Для йогов, занимающихся музыкой, нет нужды разрабатывать определённые эмоционально и психические состояния (бхавы) для первых трёх чакр. В то время как для четвёртой чакры рекомендовано сфокусироваться на развитии качеств, связанных с 1, 8 и 12 лепестками. Утверждается, что певцам следует избегать черт характерных для 4, 6 и 10 лепестков для сохранения своих естественных талантов».
ЧАКРА №5. Вишуддхи
В области шеи покоится вишуддхи-чакра, украшенная 16 лепестками. Она ассоциируется с богиней Сарасвати, покровительницей речи, музыки и знаний. Если предаться размышлениям о богине здесь, то можно достичь искусства элоквентности. Путешествие души через эти лепестки обещает множество наград: начиная с востока, можно поочередно встретить:
- священный слог Ом,
- утверждение Удгита и различные мантры – хум-пхат, вашат и свадха для ритуалов, связанных с ушедшими родственниками;
- сваха — для ритуалов, связанными с божествами;
- традиционное приветствие богов Намаха;
- сок радости;
- последовательность 7 музыкальных тонов от садья до ноты нишада;
- символического Быка (Шиву);
- гандхару и мадхьяму.
- Наконец на шестнадцатом лепестке – яда – боль и страдания.
Для музыкантов особо ценны качества восьмого по пятнадцатый лепестки чакры.
А теперь рассмотрим чакры с шестой по десятую из системы десяти чакр, которая была освещена в работе “Сокровищница музыки”. Надо понимать, что эту систему не создавали специально для данного текста о мастерстве игры на инструментах — она пришла из других старинных йогических текстов, которые в наши дни уже утеряны.
ЧАКРА №6. Лалана-чакра
«В области поднебной занавеси, известной как язычок, располагается двенадцатилепестковая лалана-чакра. Порядок расположения лепестков начинается с передней части на востоке и они содержат разные аспекты:
- Состояния одурманивания и интоксикации,
- Высокомерие,
- Ппривязанность и сочувствие,
- Горечь потери,
- Глубокую печаль или шок (Симхабхупала уточнял это как “страдания без видимых причин”),
- Страсть к наживе,
- Чувство разочарования,
- Переживания и замешательство,
- “Волнение” (Симхабхупала описывал это как шесть “волнений” жизненной энергии — голод и жажда; печаль и заблуждение; старение и смерть),
- Твердую веру,
- Полное удовлетворение от жизни,
- Благоговение и уважение.
Для музыкантов особое значение имеют такие лепестки: 10-й лепесток (преданность Богу) и 11-й лепесток (довольствование всем, что у тебя есть).
В то же время 1-й лепесток (ядовитость), 4-й (печаль) и 5-й (глубокая грусть) йогическая наука рассматривает как носители разрушительных качеств.».
ЧАКРА №7. Аджня-чакра
«Аджня-чакра, находящаяся в области лба меж бровей, образована тремя лепестками и связана с проявлениями трех основных качеств бытия:
- саттва – чистоты и гармонии,
- раджас – страсти и активности,
- тамас – инерции и неведения.
ЧАКРА №8 Манас-чакра
«Манас-чакра содержит шесть лепестков и ассоциируется с полным контролем над такими способностями как:
- мечты и сновидения,
- удовольствие от вкуса и запахов,
- распознавание ароматов,
- зрительные впечатления,
- осязательные ощущения,
- слух.
ЧАКРА №9 Сома-чакра
Сома-чакра является девятой по счету и имеет шестнадцать лепестков. На каждом из них присутствует калас — символизирующий различные “силы или аспекты”. Достигая этих лепестков начиная от передней части (востока), душа испытывает такие состояния как:
- сочувствие,
- терпение,
- честность,
- устойчивость перед лицом испытаний;
- безразличие к приятному или неприятному;
- решительность;
- радость;
- чувство юмора;
- благоговение;
- слезы радости при медитации;
- спокойствие души;
- достоинство поведения;
- преданность делу;
- прозорливость мышления;
- щедрость сердца;
- однонаправленность мысли.
В тексте “Шарда-тилака-тантры” указывается связь перечисленных качеств с ямами и ниямами — основными правилами поведения в йогической практике.
ЧАКРА №10 Сахасрапатра-чакра
Покоится у основания черепа и представляет собой лотос с тысячей лепестков, наполненный живительным нектаром. Этот нектар обогащает тело своими потоками. Когда душа пребывает в этом месте, она испытывает удовлетворение и способна подняться до огромных высот в искусстве музыки.
Переводчик этого текста с санскрита, доктор Васудева, делится такой мыслью: для музыкантов и других читателей может быть любопытно понять причину столь подробного описания Шарангадевой эзотерической анатомии в контексте музыкальной науки. Он объясняет это следующим образом: только определенные лепестки или каласы способствуют достижению высокого уровня владения музыкальным искусством. В то время как некоторые другие лепестки могут оказывать отрицательное влияние на музицирование, также имеются такие, которые не несут никакого эффекта.