Йога и тантра

Десятичакровая система из 800-летнего музыкального трактата

Существует огромное количество чакровых систем. Изображение: pinterest.com
Существует огромное количество чакровых систем. Изображение: pinterest.com

Многие привыкли к расхожей сейчас 7-чакровой системе человека. Всевозможные «чакрологи», проходящие обучение за пару недель непонятно у кого, после этого начинают вещать о «прокачке» этих самых семи чакр, даже не подозревая, что чакровых систем в настоящей йоге и тантре — десятки. Не говоря уже о буддийской тантре.

Если говорит о тантрической традиции индуизма, то здесь стоит отметить, что в её рамках сложилось несколько различных чакральных систем. В более ранних практиках обычно преобладают системы с пятью чакрами, которые ассоциируются с пятью фундаментальными элементами. — Панча Махабхута (Земля, Вода, Огонь, Воздух, Эфир).

О них читайте подробнее здесь:Пять элементов по-индийски: Панча Махабхута

В этой статье мы поделимся информацией о довольно редко встречающейся системе из десяти чакр, которые были зафиксированы в старинном тексте XIII века, известном как “Сангита Ратнакара” (что переводится как “Сокровищница музыки” или “Учение о музыке”), авторства Шарангадева. Что интересно, Шарангадев или Саранга Дэв был индийским музыковедом (!), и собственно говоря, этот текст, «Сангита Ратнакара» — это классический санскритский трактат о музыке и драматическом искусстве. То есть в нем дано удивительное сочетание музыки и йоги и взгляд йогина-музыканта на энергетическое строение человека и работу с чакрами.

7-чакровая система в стиле живописи Мадхубани. Изображение: pinterest.com
7-чакровая система в стиле живописи Мадхубани. Изображение: pinterest.com

Из всех известных санскритских текстов данный документ является уникальным источником, где определенные состояния эмоций и психики (бхавы) связаны напрямую с конкретными чакрами, а более точно – с «лепестками» этих энергетических вихрей.

Возьмем для примера отрывок из этого текста в переводе Сомадева Васудева с комментариями Симхабхупалы. В нем описывается система из десяти чакр. В первой его части обсуждаются первые пять чакр, имена и расположения которых полностью совпадают с теми же пятью чакрами, которые приняты в западной версии системы семи чакр, распространившейся с начала XX века в Западном мире, а позже в России.

ЧАКРА №1 Адхара

У Адхара-чакры четыре лепестка. Изображение: pinterest.com
У Адхара-чакры четыре лепестка. Изображение: pinterest.com

«Адхара-чакра располагается между гениталиями и анусом и обладает четырьмя лепестками. Эти лепестки ориентированы на четыре промежуточных направления, которые можно найти на компасе. Каждому из них соответствует определенный вид блаженства:

  1. “Предельное блаженство” обнаруживается на северо-востоке,
  2. “Естественное блаженство” находится на юго-востоке,
  3. “Героическое блаженство” пребывает на юго-западе,
  4. “Блаженство единения” расположено на северо-западе.

В центре этого лотосоподобного вихря присутствует Кундалини. Когда она поднимается к базальной части черепа, там, где расположено черепное отверстие, это ведет к достижению освобождения.».

ЧАКРА №2 Свадхистхана

У Свадхистаны шесть лепестков. Изображение: pinterest.com
У Свадхистаны шесть лепестков. Изображение: pinterest.com

«На уровне основания половых органов располагается шестилепестковая свадхистхана-чакра. Она находится примерно на расстоянии шести пальцев над адхара-чакрой.

Лепестки начинают считать с восточной стороны (которая соответствует передней части тела), и они символизируют следующие качества:

  1. Сдержанность,
  2. Беспощадность,
  3. Отказ от гордыни,
  4. Оцепенение, заторможенность,
  5. Неуважение,
  6. Подозрительность, склонность к беспокойству.

Симхабхупала утверждает, что душа, обосновавшись в каком-либо лепестке, проявляет соответственные черты. Эта чакра является местом пребывания необузданного желания».

ЧАКРА №3 Манипурака

У Манипурака-чакры 10 лепестков. Изображение: pinterest.com
У Манипурака-чакры 10 лепестков. Изображение: pinterest.com

«В районе пупка размещена десятилепестковая манипурака-чакра. Подсчет её лепестков также начинается с востока (то есть спереди):

  1. Крепкий сон,
  2. Привязанности,
  3. Завистливость,
  4. Склонность к сплетням,
  5. Чувство стыда,
  6. Состояния страха,
  7. Сочувствие и сострадание,
  8. Оцепенение, столбняк мысли и телодвижений,
  9. Деградация, пороки поведения,
  10. Угнетенные настроения.

Манипурака — это центральная область “Солнца-Сурьи”, зона концентрации особой живительной энергии или “солнечной” праны».

ЧАКРА №4. Анахата

У Анахата-чакры 12 лепестков. Изображение: pinterest.com
У Анахата-чакры 12 лепестков. Изображение: pinterest.com

«В сердечной области расположена анахата-чакра, представляющая собой центр почитания Шивы в его аспекте Пранавы Ом. Этот энергетический вихрь украшен 12 лепестками, которые берут отсчет начиная с переда, обращённого к востоку. Пребывание энергии в каждом из лепестков способствует:

  1. Избавлению от неустойчивости,
  2. Ясности мышления,
  3. Чувству вины,
  4. Ожиданию,
  5. Искренности (или прозрачности),
  6. Тревоге,
  7. Усердию,
  8. Самоконтролю,
  9. Духовной фальши,
  10. Непостоянству характера,
  11. Проницательности,
  12. Смелости или самоуверенности.

Для йогов, занимающихся музыкой, нет нужды разрабатывать определённые эмоционально и психические состояния (бхавы) для первых трёх чакр. В то время как для четвёртой чакры рекомендовано сфокусироваться на развитии качеств, связанных с 1, 8 и 12 лепестками. Утверждается, что певцам следует избегать черт характерных для 4, 6 и 10 лепестков для сохранения своих естественных талантов».

ЧАКРА №5. Вишуддхи

У Вишуддхи-чакры 16 лепестков. Изображение: columbia.edu
У Вишуддхи-чакры 16 лепестков. Изображение: columbia.edu

В области шеи покоится вишуддхи-чакра, украшенная 16 лепестками. Она ассоциируется с богиней Сарасвати, покровительницей речи, музыки и знаний. Если предаться размышлениям о богине здесь, то можно достичь искусства элоквентности. Путешествие души через эти лепестки обещает множество наград: начиная с востока, можно поочередно встретить:

  • священный слог Ом,
  • утверждение Удгита и различные мантры – хум-пхат, вашат и свадха для ритуалов, связанных с ушедшими родственниками;
  • сваха — для ритуалов, связанными с божествами;
  • традиционное приветствие богов Намаха;
  • сок радости;
  • последовательность 7 музыкальных тонов от садья до ноты нишада;
  • символического Быка (Шиву);
  • гандхару и мадхьяму.
  • Наконец на шестнадцатом лепестке – яда – боль и страдания.

Для музыкантов особо ценны качества восьмого по пятнадцатый лепестки чакры.

А теперь рассмотрим чакры с шестой по десятую из системы десяти чакр, которая была освещена в работе “Сокровищница музыки”. Надо понимать, что эту систему не создавали специально для данного текста о мастерстве игры на инструментах — она пришла из других старинных йогических текстов, которые в наши дни уже утеряны.

ЧАКРА №6. Лалана-чакра

«В области поднебной занавеси, известной как язычок, располагается двенадцатилепестковая лалана-чакра. Порядок расположения лепестков начинается с передней части на востоке и они содержат разные аспекты:

  1. Состояния одурманивания и интоксикации,
  2. Высокомерие,
  3. Ппривязанность и сочувствие,
  4. Горечь потери,
  5. Глубокую печаль или шок (Симхабхупала уточнял это как “страдания без видимых причин”),
  6. Страсть к наживе,
  7. Чувство разочарования,
  8. Переживания и замешательство,
  9. “Волнение” (Симхабхупала описывал это как шесть “волнений” жизненной энергии — голод и жажда; печаль и заблуждение; старение и смерть),
  10. Твердую веру,
  11. Полное удовлетворение от жизни,
  12. Благоговение и уважение.

Для музыкантов особое значение имеют такие лепестки: 10-й лепесток (преданность Богу) и 11-й лепесток (довольствование всем, что у тебя есть).

В то же время 1-й лепесток (ядовитость), 4-й (печаль) и 5-й (глубокая грусть) йогическая наука рассматривает как носители разрушительных качеств.».

ЧАКРА №7. Аджня-чакра

Аджня-чакра. Изображение: pinterest.com
Аджня-чакра. Изображение: pinterest.com

«Аджня-чакра, находящаяся в области лба меж бровей, образована тремя лепестками и связана с проявлениями трех основных качеств бытия:

  1. саттва – чистоты и гармонии,
  2. раджас – страсти и активности,
  3. тамас – инерции и неведения.


ЧАКРА №8 Манас-чакра

«Манас-чакра содержит шесть лепестков и ассоциируется с полным контролем над такими способностями как:

  1. мечты и сновидения,
  2. удовольствие от вкуса и запахов,
  3. распознавание ароматов,
  4. зрительные впечатления,
  5. осязательные ощущения,
  6. слух.

ЧАКРА №9 Сома-чакра

Сома-чакра является девятой по счету и имеет шестнадцать лепестков. На каждом из них присутствует калас — символизирующий различные “силы или аспекты”. Достигая этих лепестков начиная от передней части (востока), душа испытывает такие состояния как:

  1. сочувствие,
  2. терпение,
  3. честность,
  4. устойчивость перед лицом испытаний;
  5. безразличие к приятному или неприятному;
  6. решительность;
  7. радость;
  8. чувство юмора;
  9. благоговение;
  10. слезы радости при медитации;
  11. спокойствие души;
  12. достоинство поведения;
  13. преданность делу;
  14. прозорливость мышления;
  15. щедрость сердца;
  16. однонаправленность мысли.

В тексте “Шарда-тилака-тантры” указывается связь перечисленных качеств с ямами и ниямами — основными правилами поведения в йогической практике.

ЧАКРА №10 Сахасрапатра-чакра

У Сахасрары-чакра 1000 лепестков. Изображение: pinterest.com
У Сахасрары-чакра 1000 лепестков. Изображение: pinterest.com

Покоится у основания черепа и представляет собой лотос с тысячей лепестков, наполненный живительным нектаром. Этот нектар обогащает тело своими потоками. Когда душа пребывает в этом месте, она испытывает удовлетворение и способна подняться до огромных высот в искусстве музыки.

Переводчик этого текста с санскрита, доктор Васудева, делится такой мыслью: для музыкантов и других читателей может быть любопытно понять причину столь подробного описания Шарангадевой эзотерической анатомии в контексте музыкальной науки. Он объясняет это следующим образом: только определенные лепестки или каласы способствуют достижению высокого уровня владения музыкальным искусством. В то время как некоторые другие лепестки могут оказывать отрицательное влияние на музицирование, также имеются такие, которые не несут никакого эффекта.

Читайте также:

Чакры – понятие не для врачей, психологов и бизнесменов, а для аскетов и мистиков

Акаши мудра: проработка горловой чакры и соединение с внутренним Космосом

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»