Очарование индийского костюма: рассмотрите все детали
В двадцатых годах прошлого века француз Поль Луи де Джафферри взялся за амбициозный проект — он хотел отобразить эволюцию моды и одежды начиная с 5318 года до нашей эры и заканчивая рубежом XX столетия.
В течение четырех лет он изучал и рисовал женскую одежду разных стран, таких как Китай, Япония, Персия, страны Центральной Европы и Америка. Всё это увенчалось выпуском книги “История женских костюмов мира”. Индия была одной из стран, также представленной в 20-томной серии.
В 10-страничной брошюре, которая называлась «Очарование индийского костюма» де Джафферри показывает читателю, как одевались женщины, живущие в разных частях Индии: как парсийская женщина собирала свое сари в складки, как индуистка из высшей касты накидывала свое сари и как буддистка носила свои одежды.
Давайте посмотрим на эти красочные иллюстрации.
Иллюстратор черпал вдохновение из разных источников, например, из репродукций картин Аджанты, миниатюр, почтовых открыток, которые, были в обращении на Западе, и складывал их воедино.
В буклете описываются и изображаются узоры, цвета, дизайны и даже длина рукавов одежды. В них даже были представлены каталоги производителей с образцами тканей, а также эскизы, показывающие, как принты и переплетения могут быть преобразованы в стильную одежду по сезону.
Эта страница (наверху) в брошюре посвящена «модным дамам». На ней изображается «плащ жены махараджи Савай Джай Сингха, основателя Джейпура (Джайпура). Сделанный из шелка и расшитый золотом, собственность махараджи Джейпура».
Еще одна иллюстрация здесь — сари Шачи, жены бога солнца Индры: «Прическа отличается от прежних и образована золотым и красным конусом. Шарф немного прикрывает юбку и снова заводится вперед; белый с зеленым и красным узором», — сообщает комментарий к этому рисунку.
Читайте также:
Золотая ткань Индии: значение золота в одежде
Также иллюстрации де Джафферри показывают резкий контраст в том, как одевались женщины индуистской касты высшего и низшего уровня. Те, кто стоял выше в иерархии, предпочитали одежды и головные уборы, расшитые золотом, а женщины победнее носили простой хлопок и минимум украшений.
Еще несколько страниц посвящены женским украшениям, обуви и головным уборам, причем акцент делается не только на стиле, но и на материале и тканях. Мы видим, что некоторые женщины носили шелковые вуали, а в других частях Индии предпочитали головной убор из перьев. Обувь в основном изготовлиали из бамбука или украшали золотом.
Некоторые из представленных башмачков точны,а некоторые немного причудливы, и вероятно являются предметом европейской фантазии «на тему».
Очень красочно художник изобразил украшения, которые, как известно в Индии являются отдельной уникальной сферой культуры и быта, определяя и показывая многие социальные маркеры.
Читайте также: Сабьясачи: первый ювелир индийской моды
А пока — еще немного деталей от французского иллюстратора:
Здесь, например, иллюстратор показывает костюмы женщин в зависимости от их повседневных занятий и профессий: наряд танцовщицы и обычной горожанки, а то, как женщины драпируют сари, чтобы было удобно везде носить с собой ребенка или предметы быта.
А здесь изображается знатная дама в окружении прислужниц. Показывается множество интересных деталей: узоры и устройство вееров, прически и украшения для волос.
Больше о сари читайте в нашем большом интервью с индийским стилистом Рози Агаравал: